Организация и проведение уроков о переписи

Началу развивающей игры «Школьная перепись» предшествует проведение специальных тематических уроков по изучению вопросов Всероссийской переписи населения 2010 года. Во время уроков закладывается теоретический базис: школьники знакомятся с основными терминами, понятиями и принципами, историей проведения переписей в России и за рубежом, узнают о значении Всероссийской переписи населения для страны и общества.
Цели и задачи уроков

  • содействие социализации школьников, воспитанию гражданской культуры, активной гражданской позиции;
  • привлечение внимания школьников к демографическим проблемам мира, современной России, своего региона, к историческому опыту переписей населения;
  • помощь в понимании значения Всероссийской переписи населения для консолидации общества, разработки демографической, социально-экономической, национальной политики в Российской Федерации и в своём регионе, оценке культурно-исторического значения переписей населения в России в начале XXI века и третьего тысячелетия;
  • формирование умения объяснять понятия и термины, анализировать источники статистического текстовой информации по вопросам народонаселения и переписей населения, результаты опросов общественного мнения, работать с образцами документов (переписные листы);
  • формирование навыка обосновывать собственные выводы, суждения, проводить мини социологические исследования и строить прогнозы, готовить информационно-аналитические сообщения на основе материалов периодической печати, радио, телевидения, интернета по вопросам переписи населения;
  • формирование позитивного отношения к переписи, потребности в изучении истории переписей в международной и российской практике, в анализе информации о подготовке к переписи населения 2010 г., в определении форм своего гражданского участия в мероприятиях, связанных с проведением переписи;
  • теоретическая подготовка к участию в развивающей игре «Школьная перепись».
  • Для каждой возрастной категории подготовлен отдельный набор рекомендаций по проведению уроков о переписи. Подробное описание методов работы содержится в Приложении 1 настоящего документа.
  • При планировании мероприятий в целях избежания увеличения нагрузки на детей и учителей следует стремиться к встраиванию уроков о переписи в стандартные школьные дисциплины.

 

 

Приложение 1

Методические рекомендации по проведению уроков переписи в общеобразовательных учреждениях

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ПЕРЕПИСИ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2 – 4 классы)

  • Цели и задачи уроков
  • формирование понятия переписи;
  • раскрытие важности и значения переписи населения для страны;
  • знакомство с историей переписи в России;
  • способствование развитию чувства долга и патриотизма у учащихся;
  • теоретическая подготовка к проведению развивающей игры «Школьная перепись».
  • Основные темы уроков
  • Как узнать, сколько людей живет в нашей стране?
  • Сколько в нашей стране детей, мужчин, женщин, людей пожилого возраста?
  • Что такое перепись населения? С какой целью она проводится?
  • История переписей в России.
  • Почему Всероссийская перепись населения проводится осенью?
  • Всероссийская перепись населения 2010 года: задачи и значение.
  • Средства обучения

Информационные материалы для учителя (Приложение 2), карта России, флаг России, герб России, изображение эмблемы Всероссийской переписи населения 2010 г.
В ходе урока дети с помощью педагога должны подготовить анкеты, содержащие следующие вопросы*:

1. Фамилия
2. Имя
3. Отчество
4. Национальность
5. Пол (мужской, женский)
6. День, месяц и год рождения
7. Работает, на пенсии или учится
8. Профессия
* Перечень носит примерный характер, вопрос о целесообразности включения в анкеты тех или иных пунктов решается на месте, исходя из текущей ситуации и особенностей региона.

  • Домашнее задание: «Знаешь ли ты свою семью?»

От учащихся требуется провести анкетирование в кругу своей семьи, используя подготовленные в ходе урока анкеты.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕМАТИЧЕСКИХ УРОКОВ «ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ 2010 г. В РОССИИ» в рамках уроков по Граждановедению (5,6,7 классы)

  • Основные вопросы для обсуждения
  • Что такое перепись населения?
  • История переписей в России и в мире.
  • Подготовка к проведению Всероссийской переписи населения 2010 года: цели, задачи, значение.
  • Порядок проведения Всероссийской переписи населения 2010 г.
  • Средства обучения

Информационные материалы для учителя и учащихся (Приложение 2), изображение эмблемы Всероссийской переписи населения 2010 г.

  • Формы и методы проведения урока и организации деятельности учащихся
  • Беседа по предложенным вопросам
  • Сколько нас сегодня в мире, в стране, в регионе?
  • Что такое перепись населения? Зачем она проводится? Когда в России происходила первая и последняя перепись населения?
  • Когда будет проходить Всероссийская перепись населения? С какой целью?
  • Кто руководит подготовкой и проведением переписи? Кто её осуществляет в Российской Федерации, в регионе?
  • Обсуждение изображения официальной эмблемы Всероссийской переписи населения 2010 г.
  • Объяснение учителем вопроса о порядке проведения Всероссийской переписи населения, о защите прав гражданина во время переписи.
  • Выполнение творческих заданий в парах

1. Объясните высказывание: «Страна без информации слепа, она не знает проблем, которые надо решать».
2. Объясните смысл девизов переписей в разных странах: «Посчитайте меня» (Великобритания). «Это ваше будущее. Не оставляйте его пустым» (США, 2000). «России важен каждый!» (Россия, 2010 год).
3. Придумайте свой девиз Всероссийской переписи населения.
4. Расскажите, как защищены права гражданина во время переписи населения.

  • Домашнее задание

Социокультурный практикум: узнайте численность населения в вашем городе, селе, его национальный состав, численность мужчин и женщин, трудоспособных и нетрудоспособных жителей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕМАТИЧЕСКИХ УРОКОВ «ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ 2010 г. В РОССИИ» в рамках уроков Обществознания (8-9 классы)

  • Вопросы для обсуждения

1. Переписи населения в жизни общества: история и современность.
2. Демографическая ситуация в России и своём регионе.
3. Всероссийская перепись населения 2010 года:
а) цели и задачи;
б) содержание вопросов переписи;
в) социальная значимость переписи населения в России.
4. Порядок проведения переписи населения в Российской Федерации, в своём регионе.

  • Средства обучения

Информационные материалы для учителя и учащихся (Приложение 2) изображение эмблемы переписи, учебники обществознания, географии.

  • Формы и методы проведения урока и организации деятельности учащихся Проблемная лекция (на основе информационных материалов для учителя и учащихся).
  • Темы
  • Что означал термин «перепись» раньше и сегодня?
  • Почему переписи населения во всех странах придаётся большое общегосударственное значение, переписная кампания рассматривается как мероприятие национального масштаба, а участие всех жителей страны важным условием развития демократического общества?
  • Как изменились задачи, содержание и методы проведения и обработки результатов переписи в современных условиях?

Практикум. Подготовка и составление бланков для проведения анкетирования членов семьи. Проведение анкетирования. Обработка, сведение и анализ полученных данных.
(Формат анкет напрямую зависит от возможностей конкретной школы, это могут быть как составленные на компьютере и распечатанные на принтере бланки, так и расчерченные и заполненные школьниками вручную листы формата А4.)
Примерные вопросы анкеты:
1. Знаете ли Вы дату проведения Всероссийской переписи населения 2010 года?
2. Откуда Вы узнали о проведении очередной переписи населения:

  • из газет
  • из передач радио и телевидения
  • от коллег по работе
  • от соседей
  • от друзей
  • от членов семьи

3. Кому необходимы результаты переписи:

  • органам власти
  • предпринимателям
  • историкам
  • каждому человеку

4. Есть ли у Вас опасения по поводу своего участия в переписи:

  • да
  • нет

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕМАТИЧЕСКИХ УРОКОВ «ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ 2010 г. В РОССИИ» в рамках урока ИсториИ      (9-11 классы)

(Интегрированный урок по курсам всеобщей истории, истории России, обществознания).

  • Вопросы для обсуждения

1. Россия в начале XXI века через призму Всероссийской переписи населения 2002 года (Что показала ВПН-2002?).
2. Переписи населения в странах Европы, Америки, Азии, Африки в конце XX - начале XXI века: опыт, итоги.

  • Средства обучения

Информационные материалы для учителя и учащихся (Приложение 2), данные Росстата, изображение эмблемы переписи, учебники истории, обществознания.

  • Формы и методы проведения урока и организации деятельности учащихся

Проблемная лекция на основе содержания государственных документов о переписи (Федеральный Закон «О Всероссийской переписи населения») и информационных материалов для учителя и учащихся.
Традиционный урок на основе сообщений учащихся опережающего характера по вопросу о целях и задачах Всероссийской переписи 2002 года, объяснения учителем вопросов о подготовке к переписи населения в России, в своём регионе и порядке проведения переписи, самостоятельного анализа учащимися документов: Федерального закона «О Всероссийской переписи населения», Постановления Правительства РФ «Об организации Всероссийской переписи населения в 2010 году» и содержания переписного листа; составление таблицы: «Перепись 2010 г.», «Численность населения по данным переписей в России».

Таблица «Численность населения по данным переписей в России»


Дата переписи

Название государства,
численность населения

Территория России в современных границах

Территория «нашего» региона

1897 г.

Российская империя - 124,6 млн.

67,5 млн.

 

1926 г.

СССР - 147 млн.

РСФСР - 108,4 млн.

 

1939 г.

194,1 млн.

РСФСР - 108,4 млн.

 

1959 г.

СССР - 208,8 млн.

117,5

 

1970 г.

241,7 млн.

130,1 млн.

 

1989 г.

286,7 млн.

147,4 млн.

 

2002 г.

---

145,3 млн.

 

Заполнение таблицы «Перепись 2010 г.», которое проводится учащимися на основе работы с информационными материалами.

Таблица «Перепись 2010 г.»


Традиционные вопросы содержания переписи населения

Новые вопросы, включённые в содержание переписных листов

Значимость информации, проводимой переписи

Дата рождения

 

 

Место рождения

 

 

Брачное состояние

 

 

Уровень образования

 

 

Национальность

 

 

Язык

 

 

Дискуссия по вопросам участия граждан России в переписи и роли старшеклассников в разъяснительной работе среди родителей, родственников, соседей, друзей и знакомых; о мероприятиях, направленных на формирование гражданской культуры общества; об использовании зарубежного опыта в проведении переписи населения России и специфике её проведения; о результатах социологических исследований вопроса об отношении населения России и своего региона к переписи.

  • Лабораторная работа в группах с образцом переписного листа, данными Росстата, информационными материалами и последующим их обсуждением.